Leopold Jessner
Леопольд Йеснер — немецкий театральный и кинорежиссёр и продюсер, последователь экспрессионизма, создатель «лестниц Йеснера» и один из создателей так называемого «политического театра». Его первый фильм, Чёрный ход , считается поворотной точкой, проложившей путь для последующего развития немецкого экспрессионизма в экспериментах таких немецких режиссёров, как Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг и Пабст. Родился в Кёнигсберге, в молодости был актёром гастрольных театров, к режиссуре впервые обратился в 1903 году. Он был директором гамбургского театра «Талия» с 1905 по 1915 год, Нового драматического театра в Кёнигсберге во время Первой мировой войны и Немецкого государственного театра в Берлине в 1919—1928 годах, Национального театра в Берлине в 1928—1930 годах. В первую очередь Йеснер был известен необычностью своих постановок, в которых лестницы, платформы, помосты и ступени различной высоты создавали различные пространства и уровни на сцене и часто заставляли актёров действовать в спектакле неестественным и упрощённым образом, а саму сцену порой и вовсе оставляя пустой. В Hintertreppe, первом фильме Йесснера , также присутствовали эти лестницы, пусть и стилизованные; впоследствии они появились в целом ряде образцов немецкого киноэкспрессионизма, что привело даже к возникновению термина «Лестницы Йеснера» и дало повод подвергнуть творчество режиссёра критике за перенос театральной концепции на киноэкран.
Режиссёр | |||
---|---|---|---|
1923 | Erdgeist | ||
1921 | Hintertreppe |